Всё об освоении космоса

Разделы

Объявления

Реклама

Нойшвантайн – мечта лебединого короля


Нойшвантайн – мечта лебединого короля

Это поразительное сооружение, словно вырезанное из слоновой кости, парящее над лесистыми склонами баварских Альп, может считаться эталоном сказочного замка. Сам его вид говорит скорее о мистерии и волшебстве, чем о трезвом расчете: Нойшванштайн, «лебединый замок» короля Людвига Баварского, родился из его фантазий и призван был стать воплощенной немецкой грезой. Для кого-то это здание – поражающее воображение архитектурное чудо, отражение в камне германского эпоса, частица легендарной средневековой Европы, парадоксальным образом материализовавшаяся в XIX веке. Для других – порождение больного воображения, прихоть безумца, заблудившегося в чужом времени, и просто безвкусица. Самого хозяина замка называли инфантильным чудаком, фантазером и сумасшедшим. Но были среди его подданных и те, кто видел в Людвиге Баварском «сказочного короля», выходца из других пространств и веков, всю жизнь тосковавшего по потерянной родине. Истина, как обычно, скорее всего, лежит где-то посередине: тонкий, художественно одаренный человек не вынес бремени власти, отдался во власть бессознательных образов – и уже не смог обрести опоры во внешнем мире.

Людвиг с детства предпочитал дворцовой муштре романтические средневековые легенды, песни старинных менестрелей, сказания о Нибелунгах и мистической чаше Грааля. Само королевское призвание связывалось для него с рыцарским служением: Людвиг отождествлял себя с благородным Лоэнгрином, рыцарем-лебедем, а образ белокрылой птицы считал своим талисманом. Настоящим переворотом в судьбе молодого короля стало его знакомство с Рихардом Вагнером, в чьих грандиозных оперных задумках воплотился сам германский дух: светлый огонь воли и служения, туманы иных миров, трагическая борьба богов и их гибель. Именно Людвиг II дал Вагнеру возможность реализации: оплатил долги композитора, пообещал и в дальнейшем оплачивать его расходы, намеревался учредить оперный фестиваль для исполнения произведений. Под влиянием вагнеровских образов в 1869 году начал строиться и «новый лебединый замок» – одна из попыток соединить пространство легенд и символов с земной реальностью.

Жизнь «короля-лебедя» завершилась печально. Его поведение в глазах королевского двора становилось все более шокирующим, так что вскоре Людвига официально объявили безумцем-параноиком и сослали в летний замок Берг. Вскоре его обнаружили мертвым в озере. Человеку, душа которого давно утонула в мифических глубинах, оставалось лишь окончить земное существование, отдавшись водной стихии. Была ли гибель баварского короля самоубийством или символичным несчастным случаем? Так или иначе, после его ухода остались жить любимые детища Людвига: вагнеровские мистерии и удивительный замок, в котором никогда не гремели военные орудия и не совершались злодеяния. Нойшванштайн и сегодня – свидетельство той власти, которую имеет над человеком мечта.

Смотрите также: